Главная

Обратная связь

Области Украины:
Автономная Республика Крым
Винницкая область
Волынская область
Днепропетровская область
Донецкая область
Житомирская область
Закарпатская область
Запорожская область
Ивано-Франковская область
Киевская область
Кировоградская область
Луганская область
Львовская область
Николаевская область
Одесская область
Полтавская область
Ровенская область
Сумская область
Тернопольская область
Харьковская область
Херсонская область
Хмельницкая область
Черкасская область
Черниговская область
Черновицкая область

Знаменский район

Знаменский район - административно - территориальная единица в составе Кировоградской области Украины. Площадь - 1334 км ². Административный центр - город Знаменка. Население 24 164 (на 1 декабря 2011).

Основные данные
Страна: Украина
Область / АРК: Кировоградская область
Код ОКВЭД: 3522200000
Образован: 1923
Население: 23 874 (на 1.11.2012)
Площадь: 1334 км ²
Плотность: 18.1 чел / км ²
Тел. код: +380 - 5233
Почтовые индексы: 27400 - 27454
Населенные пункты и совета
Районный центр: Знаменка
Сельские советы: 13
Села: 45

История

Основание города

Весной 1869 в Черный лес была привезена группа рабочих. Тысячи штрафников расчищали путь для еще невиданной в этих краях «чугунки». Большое количество штрафников погибла от эпидемий и изнурительного труда. Железная быстро продвигалась сквозь дубовые и грабовые чаще на северо - восток.

Здесь и начали возводить стены станции, которой дали название соседнего села - «Знаменка». В стадии «железнодорожной лихорадки», была построенными железная дорога через Днепр в районе Крюкова, которая дальше пошла на Полтаву и Харьков.

Период «железнодорожной лихорадки» получил финансовую поддержку из банков Амстердама, Парижа, Лондона, Варшавы, Петербурга. В 1857 году царское правительство утвердило Главное общество РЖД. Через шесть лет в министерских кабинетах вспыхнула полемика вокруг вопроса о направлении ЮЖД. Решили вести магистраль на Кременчуг и Харьков. В 1865 году участок Одесса - Балта стала к действию. В том же году путь был проложен дальше на север. Впоследствии прокладывалась железная дорога с Николаева на Харьков. Линия ее тоже проходила через Черный лес. Движение поездов на участке Знаменка - Николаев открылась в августе 1873. В 1876 году была проложена железная дорога от Фастова в Знаменки в районе Смелы. Так неприметная станция расположена на поляне Черного леса, стала важным железнодорожным узлом Правобережья и Юга Украины.

Долгое время Знаменка оставалась станцией третьего класса. Депо было рассчитано только на четыре паровозы. Конце 1883 здесь закончили строительство ремонтных цехов. Тогда на Знаменской участки получили прописку 29 локомотивов. Особый состав депо от начальника к сторожу насчитывал 92 человека. Самой по тому времени техникой можно было за сутки добраться из Знаменки в Фастов.

Первым поселенцам жилось очень трудно. Рабочий день строителей длился от восхода до заката солнца. Стрелочникам негде спрятаться от дождя. Дровоклады, печники и плотники жили в грязных землянках. К тому же заработная плата была очень низкой.Многие станционных рабочих жили в соседних селах: Дмитриевне, Шамивци, Орловой Балке, Мошорино. Они должны были вставать в три - четыре часа, чтобы успеть дойти до места работы. А узел разрастался. В 70 - 80 годах позапрошлого века у станции выросли рабочие поселки: Осипов, Линицкого, Патрине. В начале прошлого века они соединились, хотя до 1917 года в официальных документах упоминаются как отдельные населенные пункты. В 1916 году в Знаменке уже насчитывалось 1360 хозяйств и более шести тысяч человек. Быстрый рост населения станции было обусловлено прежде всего тем, что в конце прошлого века Знаменка стала важным торговым пунктом и одним из центров найма дешевой рабочей силы в зоне товарного земледелия Юга России. Пожелтевшие страницы земской сельскохозяйственной хроники свидетельствуют, что в 1891 - 1895 годах из среднегодового урожая около 20 миллионов пудов зерна в Александрийском уезде только Знаменка отгружала ежегодно в среднем 580 тысяч пудов хлеба. В этот период в Знаменке открылись конторы трех акционерных банков. Построен был магазины, складские помещения. Был открыт 30 апреля 1892 году по инициативе санитарного врача Н.И. Тезяков лечебно - продовольственный пункт с организацией регистрации рабочих, санитарного надзора за ними, оказания амбулаторной помощи больным.

Несмотря на большое торговое оживление, техническое оснащение станции оставалось на низком уровне. В течение месяца депо выпускало всего два паровоза с подъемного ремонта и 20 - с промывочного. В начале прошлого века здесь построили небольшую электростанцию. Ее энергии хватало только на освещение нескольких конторских помещений. В других местах ночью горели керосиновые фонари.

Относительно образования может в Знаменке первой была построена школа № 8 (теперь школа № 2), в которой мы сейчас и учимся. История школы уходит в далекий 1898. С начальной школы она выросла в фабрично - заводскую семилетку впоследствии - в десятилетку. Далее - средняя политехническая школа, одна из двух школ в Украине, ставшей экспериментальной школой союзного значения. Более 90 лет хранились в семейном архиве семьи Акимовых свидетельства об окончании их обучения в нашей школе 1913 и 1916 годах, а теперь они нашли свое место в музее.

Освободительная борьба

В ночь на 5 марта 1917 года на Знаменском узле остановился военный эшелон большевиков, захвативший местные органы власти. 19 января 1918 был избран военно - революционный комитет во главе с Терентием Назаренко, а также создан небольшой отряд военной охраны. Ревком в составе пяти человек взял всю полноту власти на узле в свои руки.

В период 1918 - 1921 года в Украине шла борьба между коммунистической СССР во главе с Россией и демократической Украине, где победила с остальными СССР. Третий вернувшись в Украину, большевики сделали все для того, чтобы никогда не потерять контроль над ней.

Как и в предыдущие годы, политический курс по Украине разрабатывался в Москве и учитывал прежде всего интересы большевистского центра. Эти интересы диктовали необходимость унификации всех сторон жизни Украины в соответствии с нормами, которые складывались в Российской Федерации, в частности в ее центральных губерниях. В этих губерниях советская власть существовала под знаком усиления «военно - коммунистической» политики. Ярким проявлением этого стало решение Совнаркома РСФСР от 29 января 1920 о внедрении в стране обязательной трудовой повинности. Тех, кто уклонялся от выполнения распоряжений, преследовали по законам военного времени: заключали в концлагеря, направляли на принудительные работы и т.п.. Эти, как и другие «военно - коммунистические» меры центра, распространялись в Украине.

1920 года. Райпартком, ревком, возглавляемый Федотом Купченко и политотдел железнодорожного узла, которым руководил Терентий Назаренко, мобилизовали знамьянчан на восстановление транспорта. При ревкоме были созданы отделы социального обеспечения, народного образования, земельный и жилой комитет, загс. Осенью начали действовать три трудовые школы, вечерние курсы для взрослых, социально - экономическая школа, открылась публичная библиотека, развернута работа созданного при клубе кружка «Наука и труд».Попытки продлить «военно - коммунистический» курс в мирных условиях встретили народное сопротивление во всех советских республиках. В Украине он вылился в антибольшевистское восстание крестьянства и беспорядки крестьянства и волнения среди рабочих, аналогичная ситуация была и в Знаменке. Уход от «военного коммунизма» стал вопросом жизни и смерти партии большевиков и создание ею советской системы. Годы новой экономической политики (НЭП) были особым периодом в истории Знамьянщины. Эти годы сказались стремительным развитием железнодорожного городка. Открылась вечерняя комсомольская школа, школа ликвидации неграмотности среди женщин, музыкальная студия и техническая станция для детей. Знаменка стала одной из крупнейших на Правобережье Украины «фабрик поездов». Во все направления непрерывным потоком шли со станции поезда с рудой, углем, нефтью, машинами, хлебом.

Вторая мировая война

Знаменку заняли немцы 5 августа 1941, а следующие два дня они установили власть уже во всем Знаменском районе. Более 850 дней длилась эта страшная оккупация С первых дней оккупации проводился массовый геноцид, то есть организованное и последовательное уничтожение мирных граждан. В «Памятке немецкого солдата» говорилось, что они не только имели право, но и были обязаны проявлять жестокость, убивая каждого, несмотря кто перед ними - ребенок, женщина или старик. С первых дней активно начали борьбу с захватчиками партизаны отрядов имени Щорса - командир И. Нечаев и имени Сталина - командир И. С. Щученко. Впоследствии в городе организуются и действуют подпольно диверсионные группы во главе с А. И. Александровым и В. Ю. Рожко. Наиболее организованные и многочисленные были подпольно диверсионные группы в Дмитровке, Шамивци, Богдановке, Казарня. Именно партизаны и подпольщики оказали неоценимую помощь нашей армии в разгроме врага на Знаменском направлении.

Осенью 1943 года в Знаменки приблизились войска Советской Армии. 19 октября сражение за город начали самолеты, а в ночь на 9 декабря, после длительной артподготовки, начался штурм узла. Наступательные операции осуществляли части 18 - го и 29 - го танковых корпусов 5 - й гвардейской танковой армии под командованием генерал - полковника П. А. Ротмистрова, 6 - й, 110 - й гвардейских стрелковых дивизий 5 - й гвардейской армии, которой командовал генерал - лейтенант А. С. Жадов и стрелковый корпус, возглавлял генерал - майор А. И. Родимцев. 9 декабря Знаменку освободили от врага. В освобождении города активное участие принимали партизанские отряды под командованием И. Д. Диброва, Е.И. Петрова, М. П. Хрусталя, Г. М. Володина, И. Ф. Присяжнюка, а также подпольщики Знаменский диверсионных групп. Основную роль в битве за Знаменском плацдарме сыграли танкисты и мотопехота, которые образовывали острые клинья, пробивали путь. Однако вся битва за Знаменку является гармоничным сочетанием усилий всех родов войск, в том числе и пехоты, которая сделала тяжелые марши за танками и артиллерией, которая смогла массированными ударами уничтожать наиболее укрепленные узлы. Не меньшее значение в успехе этого наступления сыграли люди армейского тыла. Наконец, вместе с регулярными войсками в этой битве участвовали герои заднепровских лесов, славные партизаны, ударили с тыла, дезорганизовали немецкую оборону и подготавливали нашим частям плацдарм удара на железнодорожный узел. В боях за город и железнодорожную станцию фашисты понесли большие потери только 9 декабря 1943, в день освобождения Знаменки, было уничтожено до 1500 солдат и офицеров, 23 танка, захвачено 94 танка и бронемашины, 152 орудия, 52 бронетранспортера, 684 автомашины, 22 склады с боеприпасами, горючим, продовольствием.

Значительные потери враг понес в боях за села района. Отвагу, героизм, мужество в боях на Знаменской земли обнаружили наши бойцы, офицеры, партизаны. Тысячи из них полили своей кровью землю. На территории города и района - 47 братских могил, мемориальных комплексов. Установлено памятные знаки именами героев - освободителей названы улицы.Более 1000 тружеников города, которые защищали Родину на фронте, было награждены орденами и медалями Советского Союза. В 1944 году на сборные средства работников депо купили и передали на фронт 6 танков и один военный самолет, которому дали название «Знаменский паровозник».

Послевоенный период

Первые послевоенные десятилетия - особый период новейшей истории Украины. Объединенный в пределах СССР украинский народ в эти годы построил народное хозяйство и в сложных условиях тоталитарного режима достиг прогресса во всех сферах экономической и социально - культурной жизни. В октябре 1946 года исполком горсовета утвердил схему генерального плана застройки города. Расширилась привокзальная площадь, началось озеленение, мощение улиц.

На конец 1949 года в городе вступили в строй основные магистрали водоснабжения; промышленность и транспорт стали получать электроэнергетике из Александрии. В 50 - е годы в Знаменке развернулось сооружение многих предприятий, реконструировались действующие.

1952 закончилось строительство вокзала. Расширение путевого хозяйства позволило увеличить пропускную способность узла. В декабре 1959 узел получил ток с Кременчугской ГЭС, благодаря чему стало возможным электрифицировать в 1962 году участок Знаменка - Пятихатки. Через год мощные электровозы пошли в Мироновку. В 1958 году на Знаменской путях начали ездить паровозы новой серии ФД. В 1960 году началась плановая переподготовка кадров для работы на электровозных видах тяги. В 1965 году реконструкция локомотивного депо была закончена и предприятие начало работать на тепло - и электротягу. 2 октября 1962 на электрифицированном пути Знаменка - Пятихатки был проведен первый грузовой поезд электровозом ВЛ60к. Поездом руководил машинист Ткаченко Николай Лукьянович. 1965 года в Знаменке начал работать мощный маслосырзавод - крупнейшее предприятие молочной промышленности области. В 1971 году вступил в строй хлебозавод мощностью 50 тонн продукции в сутки. В центре и на окраинах города возникли массивы многоэтажных жилых домов с комплексами предприятий бытового обслуживания. Известная в области Знаменская бальнеологическая больница открыта в 1966 году на базе местных источников минеральной радоново - углекислой воды. По бальнеологическим и климатическим факторами, методами комплексной терапии и эффективностью лечения Знаменская здравница не уступает давно известными курортами.

Административное устройство

Административно - территориально делится на 11 сельских советов, которые объединяют 45 населенных пунктов и подчиненные Добровеличковской районном совете.Административный центр - город Знаменка .

Власти

Главы РГА:

  • Иващук Анатолий Алексеевич
  • Дзядух Василий Анисимович

Население

Население города Знаменки составляет около 32 тысяч.

По национальному составу оно делится следующим образом:

  • Украинская - 87.7%,
  • русские - 10.3%,
  • белорусы и молдаване - по 0.3%.

На территории города действуют более 40 политических партий и более 50 общественных организаций.

В органах Пенсионного фонда на учете находятся 10.5 тыс. пенсионеров, получающих пенсии из 24 законодательных актов Украины. На учете в управлении труда и социальной защиты населения находится 6182 льготники из них: 2670 ветеранов войны, 3129 ветеранов труда, 288 граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, 92 ветераны военной службы и органов внутренний дел и 3 реабилитированных гражданина, которые стали инвалидами вследствие репрессий или являются пенсионерами. В городе субсидиями пользуется около 2.3 тыс. семей. Расходы их за счет субвенции государственного бюджета местным бюджетам по назначенным субсидиям в 2003 году уменьшилась на 688.1 тыс. грн., Которые профинансированы в полном объеме.

Субсидии на приобретение сжиженного газа и твердого топлива в городе предоставлены 348 семьям на сумму 97.7 тыс. грн., которые их полностью получили.

За 2003 год предоставлено льгот на общую сумму 1349.5 тыс. грн., На возмещение которых направлено 1313.1 тыс. грн.

При управлении труда и социальной защиты населения Знаменского горисполкома организована работа граждан пожилого возраста и инвалидов, в состав которого входят: отделение социальной помощи на дому, отделение методико - социальной и социально - бытовой реабилитации. В течение 2003 года предоставлено различных видов социальных услуг 3335 лицам.

Религия

В городе зарегистрировано 15 религиозных общин.

Украинская Греко - Католическая Церковь - «Успения Пресвятой Богородицы».

Украинская православная церковь Московского патриархата имеет храмы Святого Андрея, Святой мученицы Татьяны, Свято - Знамения Богородицы;

Украинская православная церковь Киевского патриархата - церкви Святой мученицы Татьяны, Свято - Троицкую;

Украинская автокефальная православная церковь - храм Черниговской иконы Божией Матери «Одигитря».

По три общины имеют евангельские христиане - баптисты и христиане веры евангельской, по одной - свидетели Иеговы и адвентисты седьмого дня.

Экономика и промышленность

Трудоспособное население на территории городского совета зарегистрировано 20.3 тысячи человек, в том числе занятого - 18.2 тысячи человек.

60% населения города работают на предприятиях железнодорожного транспорта: локомотивном депо станции Знаменка, путево - машинной станции № 63 и еще нескольких предприятиях, обслуживающих железную дорогу. Кроме того, в городе работают открытые акционерные общества - заводы «Акустика», «Пуансон» и завод продтоваров. Вступил развития в Знаменке и малый бизнес.

Автомобильные артерии Украины тоже проходят через Знаменку. Это международная трасса Киев - Луганск - Изварино, а также автодороги Донецк - Киев, Кишинев - Волгоград. Почтовое обслуживание осуществляет сеть отделений связи. Работает городская АТС. Бытовое обслуживание населения города осуществляют, более чем, 50 точек сервиса. В городе Знаменке торговое обслуживание осуществляет боль 200 торговых точек, в том числе 120 стационарных, 50 кафе, один работающий супермаркет и еще два, которые в настоящее время строятся на территории города. На территории города Знаменки работают отделения Сберегательного банка Украины, Проминвестбанка, ПриватБанка, банка «Аваль», Одесского филиала АБ «Експрессбанк» и «Правэксбанк». Железная.

Сегодня Знаменка - это город сплетения железных дорог. Это перекресток железнодорожных магистралей идущих с севера на юг (Киев - Николаев), с севера на юго - восток (Киев - Днепропетровск), с востока на запад (Кременчуг - Кировоград).

Знаменский железнодорожный узел является одним из крупнейших, самых важных и технически оснащенных на всей сети железных дорог Украины - узловая станция, настоящая «фабрика» поездов, одно из главных направлений пассажиропотока. Размещенный на пересечении интенсивных грузовых перевозок, непрерывно наращиваются и какими - то незаметными нитями связывающих восточные и южные районы с морскими портами и нашими западными соседями.

Через Знаменку на север Украины транспортируется уголь с Донбасса, руда из Криворожья, а на юг проходят поезда, которые везут новую сельхозтехнику кировоградского завода «Красная звезда». Участок железной обслуживает клиентов пяти областей Украины: Кировоградской, Винницкой, Николаевской, Днепропетровской и частично Одесской, а, следовательно, находится в самом центре сельскохозяйственных районов нашего государства. Железная работает в напряженном ритме круглогодично, каких - то запланированных или непредвиденных передышек, авралов, спадов быть не может: все службы должны действовать четко, как отлаженный механизм.

В сложном технологическом процессе задействован многотысячный коллектив, службы различного направления, квалифицированные кадры, новейшая техника. Штаб - отдел перевозок. Координирует действия всех звеньев, неся круглосуточно трудовую вахту, ответственный, сплоченный и подготовлен диспетчерский коллектив. Его задача - своевременно, без помех пропустить через узел пассажирские и грузовые поезда, обеспечив при этом не только выполнение, соблюдение графика движения, но и полную безопасность продвижения.Если иметь в виду то, что на станцию одновременно прибывают поезда из пяти направлений и их движением руководят восемь поездных диспетчеров, то уже по этому можно сделать вывод: работа эту выполняют выдающиеся мастера - организаторы, которым на помощь пришли электронно - информационные системы, персональные компьютеры. Ведущее, передовое предприятие узла - локомотивное депо, количественный состав работающих превышает две тысячи человек. Здесь эксплуатируются современные электровозы, которые обеспечивают перевозку грузов и пассажиров не только на Знаменском, но и на соседнем Шевченковском участках. Более 600 высококвалифицированных машинистов этого депо ловко водят поезда на всех направлениях. По богатым опытом в Знаменском локомотивщик приезжают их коллеги из других отделений, железных дорог. Богатые традиции имеет славный коллектив вагонного депо. Чувствуя немалые трудности со снабжением запчастями и материалами, работая в условиях рижского сокращение объема ремонтов вагонов, вагонные мастера успешно изыскивают пути решения экономических проблем, заботясь о кадрах, постоянно в поиске нового. Унаследовали такой опыт и в дирекции по обслуживанию пассажиров, где, несмотря на всевозможные трудности, делается все возможное, чтобы создать для пассажиров максимум тепла, уюта, комфорта, уделить максимум внимания. К услугам тех, кто пожелает воспользоваться железной дорогой - автоматическая система распределения билетов «Экспресс - 2», которая подключена к общей сети всех железных дорог Украины и соседних с нами государств. Бесперебойное, безаварийное продвижения поездов в первую очередь зависит от четкой, слаженной и надежной работы коллективов дистанции пути и путево - машинной станции, которые обеспечивают скорость, качество, безопасность, дают «зеленую» улицу грузовым и пассажирским поездам. Трудятся путейщики в любую погоду, не останавливая интенсивное движение. Ответственная работа у тружеников участка энергоснабжения: обеспечивать напряжением контактной сети, подавать свет промышленным и сельскохозяйственным предприятиям. Желаемого эффекта энергетикам помогает добиваться высокий уровень механизации и автоматизации на производстве, высшая степень профессионализма. Так повелось издавна, что железнодорожником считает себя каждый житель Знаменки, потому что в городе такой семьи, где бы не было кого - то, кто не работал в этой области, кому бы не были знакомы протяженные гудки мощных локомотивов, зеленый свет светофора, размеренный ритм вагонных колес, длительные командировки, поездки.

Внешнеэкономическая деятельность

Внешнеэкономической деятельности среди предприятий города Знаменки осуществляет ОАО «Завод Пуансон», который сотрудничает с предприятиями России и Прибалтики и поставляет рамки выводные, пресс - формы и штампы. Объем экспорта этого предприятия составляет более 40% от общих объемов производства.

ОАО «Завод Акустика» экспортирует в Россию головки динамические, объем которых составляет 10% от общего объема производства по предприятию.

Образование

В шести общеобразовательных школах города обучаются более четырех тысяч учеников. В Знаменке работает и школа - интернат для детей с последствиями полиомиелита и церебральных параличей, где живут и учатся 195 детей. Дети могут найти себе развлечения и приобрести необходимые навыки в кружках станции юных техников и в Доме детского творчества и досуга. В городе работает 8 дошкольных учреждений. В городе два профессионально - технических училища (ныне лицее). В одном из них учащиеся приобретают железнодорожных профессий, а в другом учатся будущие каменщики штукатуры, водители, повара и кондитеры.

1967 в Знаменке открылась детско - юношеская спортивная школа. И отныне приумножают славу родного города юные спортсмены, воспитанники этой спортивной школы. Среди них - мастера спорта Николай Савченко (греко - римская борьба), Максим Казацкий (велоспорт), Андрей Добрянский (футбол), кандидаты в мастера спорта Андрей Хрипта (велоспорт), Кошевая Любовь (велоспорт), Оксана Шаде (баскетбол) и другие.

Медицина

Медицинское обслуживание осуществляют две больницы: центральная районная больница (основана в 1958 году) и железнодорожная больница (основана в 1883 году А. В. Лысенко, опытным врачом, братом выдающегося украинского композитора Н. В. Лысенко).

В городе построена физиотерапевтическая больница восстановительного лечения. Одновременно здесь могут лечиться 450 больных. С первого дня основания возглавляет этот здравница Анна Васильевна Шандра. Она сумела собрать здесь на только хороший коллектив, но и растения почти со всех уголков Украины, которые буйно зеленеют во дворе больницы. Социальная защита в городе Знаменка осуществляет городское управление труда и социальной защиты населения в на учете находится 971 семья, получающих различные виды государственной помощи, составляет 8.2 от общего количества семей в городе. Создан первый в области Центр по предоставлению адресных социальных пособий, в котором работает общественная приемная. Прием документов на все виды государственной помощи осуществляется за единым пакетом. Это позволило максимально упростить процедуру предоставления государственной помощи.

Культура

В Знаменке работает городской Дворец культуры. Творческим лицом и душой этого города является созданный в 1992 году ансамбль песни и танца «Барвинок», организатором, художественным руководителем которого является Евдокия Павловна Мельниченко. Коллектив отмой в разных уголках Украины, является действительным членом Всеукраинского народного творчества, постоянным участником праздничных мероприятий в городе и области. Милозвуччям голосов коллектива важничают более 120 украинских народных и современных, казацких и духовных песен. В Знаменке работает школа эстетического воспитания имени Н. В. Лысенко. В городе действует шесть библиотек. Крупнейший книжный фонд - в городской центральной универсальной библиотеке и библиотечном филиале № 2.

С 1 января 2004 года в городе открыт краеведческий музей. Его филиалом стал музей «Кобзарева горница», который является гордостью Знаменки. «Кобзарева горница» организована, оборудованная, бережно взлелеянный внучатой племянницей великого Кобзаря Екатериной Красицким и ее дочерью Антониной Еремеевну. Впоследствии их дело продолжил также потомок рода Шевченко, краевед, почетный житель города Вячеслав Евгеньевич Жаль.

СМИ

Голосование освещает в средствах массовой информации. Один раз в неделю выходит городская газета «Знаменские вести». В октябре 2005 года этот печатный орган отметил свое 75 - летие.

С 1993 года в Знаменке работает городская телерадиокомпания, которая информирует о событиях, происходящих в городе и предоставляет рекламные услуги.

В городе Знаменка функционируют два интернатных учреждения - психоневрологический дом - интернат с гериатрическим отделением на 175 койко - мест, в котором воспитывается 115 детей - инвалидов.

Значительные для города исторические события

В начале XX века Россия совместно с крупнейшими капиталистическими странами мира вступила в высшую стадию развития капитализма - империализм. Переход к империализму еще более усилил и обострил социальные контрасты. Историческая неизбежность революции 1905 - 1907 гг была обусловлена всем ходом социально - экономического и политического развития пореформенной России. Были организованы выступления, забастовки, вооруженные восстания по всей России. Не стояли в стороне железнодорожники. Забастовки возникали также и в Знаменке. Стачечный комитет возглавил врач железнодорожной больницы Андрей Витальевич Лысенко.

Железнодорожники обратились к руководству Харьковско - Николаевской железной требованиям. Высокие инстанции предупреждают Знаменский железнодорожников, чтобы те прекратили забастовку, потому что против них применят силу. Не желая дальнейшего обострения событий, власть издать манифест. В нем, а также в письме министра путей содержались обещания выполнить основные требования железнодорожников. Поэтому комитет объявляет о прекращении забастовки.

24 октября 1905 движение поездов через станцию Знаменка восстановился. При Второй мировой войны знамьянчаны храбро воевали против фашистов. В памяти век не столкнутся имена народных героев - партизан и подпольщиков, жизнью заплатили за свободу Чернолесского края: С. Ю. Безкаравайная, М.П. Бершадский, Т. И. Аналат, М.В. Хромкин, П. И. Бацанов. На фронтах Великой Отечественной войны отважно сражались с ненавистным врагом сотни железнодорожников. Не все вернулись в родную Знаменки. Многие железнодорожников принимали непосредственное участие в освобождении родного города. Машинист Г. М. Трунин командовал танковым экипажем и в числе первых 9 декабря 1943 ворвался на юго - восточную окраину Знаменки.

10 декабря Москва салютовала доблестным советским войскам, освободившим от фашистов большую железнодорожную станцию, которая имела стратегическое значение в дальнейшем развертывании боевых действий. Восемнадцать воинских частей и соединений стали именоваться «Знаменская». Жители города не забудут подвига экипажа бомбардировщика 81 - го авиаполка во главе с командиром эскадрильи капитаном М.В. Огурцовым, который 28 ноября 1943 прорвался сквозь огонь вражеских зениток и точно сбросил бомбовый груз на скопление эшелонов с важным грузом для фашистов. Наш самолет был сбит и упал рядом с железнодорожным полотном. Знаменка стала свободной и надо приложить немало усилий, чтобы восстановить ее и в первую очередь привести в действие железную дорогу.

Памятники, достопримечательности

В Знаменском районе Кировоградской области на учете находится 52 памятника истории.

В Знаменском районе Кировоградской области на учете находится 13 памятников архитектуры.

В 1993 году в центре города установлен памятник Т. Г. Шевченко, а на центральной площади города возвышается обелиск погибшим воинам. На опушке Черного леса расположен мемориал - кладбище воинам, погибшим при освобождении Знаменки от фашистских захватчиков в декабре 1943 года. К 61 - й годовщине со дня начала Великой Отечественной войны на военном кладбище установлена новая стела памяти. 1765 отчеканенных фамилий погибших знамьянчан - наша память о них.

Персоналии

Выдающиеся личности города

  • Лысенко Андрей Витальевич (1851 - † 1910) - врач.
  • Рябошапка Александр Антонович
  • Красицкая Антонина Еремеевна

Герои Знамьянщины

Наша глубокое уважение и вечная память храбрым и отважным землякам, за особые подвиги на фронтах Великой Отечественной войны удостоены высшей награды - звания Героя Советского Союза. Одиннадцать знамьянчан - Герои Советского Союза. Четверо из них не дошли до Победы. Еще четверо умерли в послевоенное время.

Знамьянчаны - Герои Советского Союза: Ананьев Иван Федорович, Губенко Кузьма Иосифович, Евплов Иван Гаврилович, Кива Алексей Минич, Кобец Федор Семенович, Крюченко Владимир Филиппович, Линник Михаил Никифорович, Линник Павел Дмитриевич, Маляренко Михаил Софронович, Осадчий Александр Петрович, Филоненко Петр Евдокимович - все эти люди внесли весомый вклад в борьбу за отечество и они по праву являются выдающимися фигурами города.

 

 

Географический центр Европы находится именно в Украине, в местечке Рахове в Карпатах.

© 2013-2016 sity.com.ua - Информация о городах и селах Украины.